Положение о премии Высокое жюри 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год Конкурсный альманах

На фото: Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Мария Владимировна (в центре) и дипломанты премии «Наследие» за 2016 год

Рецензии на произведения дипломантов премии «Наследие» за 2016 год

Дипломанты премии «Наследие» в номинации «Стихи»:

  1. Иван Малов

  2. На конкурс представлено два стихотворения Ивана Малова – «Поэта светится окно…» и «Печальной осени картина…». Оба они объединены темой творчества, символом которого становится для Ивана Малова образ Пушкина и его «чернильница». «Пушкинский» колорит обоих стихотворений идет не от «несамостоятельности» творческой манеры Ивана Малова. Это умелая «стилизация», работающая на авторский замысел: через Пушкина и пушкинское слово приблизиться к разгадке «тайны творчества».

    Эксперт А. Г. Гачева

  3. Ковалев Владимир Петрович

  4. Главная доминанта в представленной подборке – чувство исторической памяти. Владимир Ковалев действительно наследник – и Руси исторической (стихи о монахе Пересвете), и Руси советской (стихи «Незабудки Зайцевой горы»). Чувство его живое и страдающее, спорящее с пропагандистскими лозунгами: «И у солдата нет иной судьбы… / Ржавеет каска в лопухах и сныти… / Лишь вспыхнут незабудки голубым: / «Никто не забыт? Ничто не забыто?»

    С точки зрения техники стихосложения, произведения Ковалёва не чужды мелодичности: «Пылали и грады, и веси… / Крестьян уводили в полон… / И слезы Царицы Небесной / Туманили лики икон». Автор ритмически разнообразен, тяготеет к сюжетному творчеству: «Будет постриг ныне принят. Рано поутру / Александром станет инок, Пересвет – в миру. / А пока еще послушник, в звоне соловья / Стон ли слышит он кукушки, грай ли воронья…»

    Эксперт Л. А. Сычева

  5. Михаил Свищев

  6. У Михаила Свищева крепкое перо, свой, незаемный, поэтический голос, уверенный стиль письма, свободное владение стихом. Каждое из произведений, представленных на конкурс, обладает индивидуальным ритмическим рисунком, единством формы и содержания. Пространство поэтического текста метафорично, насыщено смыслом, но не перегружено.

    «Вечное» и «злободневное», история и современность равно волнуют поэта (стихотворения «Повесть временных лет», «Монгольское танго», «Поезд»). Интимная лирика («Когда, наконец, мы получим покой…») философична, личный сюжет разворачивается на фоне времени и вдвигается в вечность.

    Эксперт А. Г. Гачева

  7. Протоиерей Олег Штельман

  8. Читая произведения Протоиерея Олега Штельмана, понимаешь, как болезненна и насколько важна автору правда жизни, которую необходимо донести до сознания людей. Правда, которая открывает глаза на обыденные, казалось бы, вещи, которым мы не придаем значения, не обращаем внимания. Не внемлем урокам истории: «Урок истории не понят. / Но всё же рдеется заря. / Наступит время, Бога вспомнят, / Помянут Русского Царя».

    Все строки стихов пронизаны верой в добро, истину, светлое будущее людей. «На земле дорог великих много, / К истине ведёт всего одна. / «Многие пойдут и не возмогут», / Хоть дорога верная пряма».

    Каждое слово в произведениях имеет свой особенный вес. Оно несет глубокий смысл, чувствуется связь с Богом. Стихи Штельмана динамичны, в них чувствуется особая энергетика проповедника, человека, который может за собой повести.

    Эксперт С. А. Руденко

    Дипломанты премии «Наследие» в номинации «Проза»:

  9. Александр Ведров

  10. На конкурс представлено эссе и 9 рассказов. Эссе о русском языке – авторская вариация на тему, поднятую М. В. Ломоносовым, А. С. Пушкиным, И. С. Тургеневым, Ф. М. Достоевским и продолженную классиками XX века. Автор находит свой оригинальный поворот, идя от семантики к самой структуре языка.

    Рассказы объединены темой «человек и его меньшие братья», попыткой понять и художественно представить тайну доверия и привязанности зверя к человеку. И не только домашних животных, таких как лошади, коты и собаки, но и такой «могучей лесной зверюги», как медведица, которая приходит к дому медсестры, ища спасения от боли (заноза в лапе), а потом, наведавшись через несколько дней, оставляет на пороге большую рыбину (ибо «звери тоже умеют быть благодарными»). И не только тайну общения людей и зверей, но и тайну «странных сближений» и связей родства, что завязываются между животными, живущими рядом с людьми. Как у старого котяры Барса, привязавшегося к приблудной дворняге Чапе и ее белобрысому щеночку, да так сильно и неотвязчиво, что вылизывал его и согревал своим телом, а потом, когда погибла дворняга и продали щенка, не смог жить в старых стенах и ушел в холодную зиму – навсегда – умирать. Каждый рассказ сопровождается эпиграфом, являющимся своеобразным ключом к его смыслу.

    Эксперт А. Г. Гачева

  11. Виктор Балена

  12. Рассказ Виктора Балены «Лидочка» потрясает своим психологизмом и глубиной. У героев нет даже имен, мы знаем, что они прожили вместе больше 50 лет, и что он занимался разработкой бомбы «Лидочка», что спасло его от репрессий, ведь он женился на дочери «врага народа». Современные Филемон и Бавкида на пороге смерти, и жена просит мужа лишь об одном - принять крещение, чтобы и после смерти быть вместе. В коротком рассказе уместилась не только жизнь этой пары, но и целая эпоха с ее великими потрясениями – кровопролитными войнами, репрессиями, созданием бомбы, способной убить все живое.

    В прозе Виктора Балены чувствуется прекрасное знание классической литературы, вспоминается рассказ Льва Толстого «Смерть Ивана Ильча». Главная героиня на пороге смерти терзается теми же вечными вопросами, что герой Толстого. Но думает не только о смерти, но и о любви как о чуде жизни.

    Героине не удалось даже проститься с мужем, он умер ночью, а она осталась одна, раздираемая внутренними терзаниями, со слабой надеждой, упованием на Бога. Символично, что он уходит первым, по сути, не раскаявшись за создание «Лидочки». Вся тяжесть нравственных терзаний падает на героиню, для которой это еще один повод уверовать в промысел Божий.

    У Виктора Балены яркий образный, точный язык. Душевные переживания героев передаются через их диалоги и внутренние монологи. Чувствуется, что в литературе автор не новичок, он мастерски работает со словом, его рассказ – пример яркой современной психологической прозы, где поднимаются вечные вопросы бытия с учетом современных реалий.

    Эксперт С. А. Руденко

  13. Владимир Бахмутов

  14. На конкурс представлен очерк «Русские люди», страницы истории рода, и рассказ «На пороге», образчик исторической прозы. Оба произведения представляют собой художественные вариации темы «Россия и русский человек». Герой очерка – богатырь Илларион Гаврилович Бахмутов. Автор прослеживает его судьбу от дореволюционного времени, когда двадцатилетний Илларион играл своей силой, и своим кумиром считал борца Ивана Поддубного, до революции, лишившей его надежд на то, чтобы открыть свое дело, и советской эпохи, где пошла его сила наперекосяк и единственной отдушиной стало пьянство и буйство. Автор избегает «оценочности», однако всем ходом повествования демонстрирует озабоченность судьбой русского человека, который, будучи наделен огромными силами и природной талантливостью, так и не может дать им достойного применения. Мотив борьбы человека со стихией, представленный в рассказе «На пороге», неоднократно поднимался в художественной прозе, однако автор дает ему свою оригинальную инструментовку. Оба произведения отличает богатый, образно точный язык.

    Эксперт А. Г. Гачева


Главная страница / Положение о премии / Высокое жюри / 2013 год / 2014 год / 2015 год / 2016 год / 2017 год / Альманах / Контакты

Литературная премия «Наследие» учреждена Российским союзом писателей совместно с Российским Императорским Домом
Москва, ул. Малая Дмитровка, д. 29, стр. 1     Телефон: 8 (800) 333-10-25 (бесплатные звонки из любого региона России)